12:26 Трактор МТЗ-82: прошлое и настоящее | |
Белорусский МТЗ-82 в свое время стал настоящим техническим прорывом. На его примере советские конструкторы сумели доказать, что способны делать не только лучшие в мире ракеты, но и запросто создавать достойную сельхозтехнику.
Трактор МТЗ-82 имеет низкие эксплуатационные расходы и прекрасные показатели производительности. Эта машина выполняла и выполняет самые различные сельскохозяйственные задачи на просторах не только стран СНГ, но и практически всего мира, пользуясь заслуженной популярностью в фермерских хозяйствах любого типа. В начале 1970-х годов основой производства Минского тракторного завода были морально устаревшие трактора МТЗ-50 и МТЗ-52. Совет министров СССР в своем постановлении принял решение заменить их более современной техникой, но для ускорения процесса и минимизации затрат на налаживание нового производства решили не создавать новые машины, а выполнить глубокую модернизацию существующих. Так мир увидели модели МТЗ-80 и ее полноприводную версию – МТЗ-82. В первой половине 2000-х годов трактор МТЗ-82 подвергся модернизации, направленной на повышение экономичности двигателя, а также изменение дизайна кузова и кабины. При этом технические характеристики машины от этого существенно не изменились – она просто стала выглядеть более современно и получила новое название – «Беларус-82». Сравнительно с предшественником, данная модель стала революционной в плане комфорта: мягкое амортизированное кресло, удобное рулевое управление, плотно закрывающаяся кабина, система очистки воздуха от пыли, хоть примитивный, но все же климат-контроль, система увлажнения воздуха. Основные характеристики и комплектацияНа тракторах МТЗ-82 устанавливаются четырехцилиндровые дизельные двигатели жидкостного охлаждения серии Д-243, производимые Минским моторным заводом. Рабочий объем силового агрегата составляет 4,75 л, а мощность равна 82 л.с. Запускается двигатель электростартером (мотор Д-243) или с помощью пускового двигателя ПД-10 (мотор Д-243Л). Стоит отметить, что в первоначальном варианте двигатель имел только 75 л.с. мощности, а увеличение до 82 л.с. осуществлялось постепенно, за счет серии небольших модернизаций силового агрегата. Что касается коробки передач, то трактор МТЗ-82 комплектуется исключительно механической трансмиссией. Количество передних передач равно 18, задних – 4. После 1985 года была выпушена серия машин с гидроуправляемой КПП, в которой переключение можно осуществлять под нагрузкой без необходимости выключения муфты сцепления. Задний мост подключается через дифференциал с возможностью блокировки. Блокировка на первоначальном варианте трактора включается механическим способом, на тракторах, выпущенных после 2000 года – уже гидравлическим. Особенность ходовой части заключается в возможности изменения ширины колеи. Для задних колес – в пределах 140-210 см, для передних – 120-180 см. Дорожный просвет составляет 465 мм. Трактор оборудуется гидроусилителем руля, что существенно облегчает процесс управления для оператора. Вес машины составляет 3 700 кг, а ее максимальная грузоподъемность равна 3 200 кг. В базовом исполнении трактор МТЗ-82 имеет:
Помимо стандартной комплектации существуют и дополнительные варианты. Например, можно оборудовать трактор специальной проставкой для сдваивания задних колес, поставить синхронизированный реверс-редуктор или ходоуменьшитель. Также доступна установка гидрофицированного прицепного крюка, кронштейна для передних грузов, дополнительное сиденье в кабину и многое другое. МодификацииНа базе основной модели трактора МТЗ-82 был выпущен целый ряд модификаций, среди которых стоит отметить:
Также трактор МТЗ-82 стал основной для серийно выпускавшихся экспортных моделей «Беларусь-820» и «Беларусь-825», которые отличались несколько измененным дизайном кузова и кабины. География производстваИзначально на рынок поступали трактора МТЗ-82, собранные исключительно Минским тракторным заводом. Только после распада СССР для поддержания высокого уровня продаж белорусские тракторостроители начали активно вступать в производственную кооперацию с предприятиями различных стран, открывая свои сборочные конвейеры. На данный момент МТЗ производится в России, Азербайджане, Украине, Казахстане, Сербии, Алжире и других странах. В основном речь идет о крупноузловой сборке из деталей преимущественно белорусского производства с различной степенью локализации. ПрименениеПрежде всего, трактор МТЗ-82 предназначается для выполнения полевых работ. Данная модель позиционируется как многофункциональный полноприводный средний трактор, которому по силам вспашка зяби и ярового клина, проведение сева, а также уборка различных культур. Еще эти трактора, вооруженные различным навесным оборудованием, используются на дорожных, земляных и прочих работах в лесных и коммунальных хозяйствах. Максимальная скорость в 33,4 км/ч позволяет применять машину с прицепом в качестве транспортировочной техники для перемещения грузов. Сегодня, к примеру, трактор МТЗ-82 вполне можно встретить в качестве «работника» на коммунальной службе: снегоуборщик, погрузчик, щетка для подметания улиц – все это с легкостью монтируется на трактор и используется в городских условиях. Также он может выполнять функции ассенизаторской машины, комплектуясь для этого соответствующим агрегатом. Возможно применение и в качестве специальной техники, в частности, в роли экскаватора-погрузчика. Наиболее востребована сегодня модель «Беларус» 82 МК-01, представляющая собой трактор с монтированным плужно-щеточным оборудованием для уборки улиц. Еще один актуальный вариант – «Беларус» МУП-750, оснащенный ковшом. Такая модификация применяется для погрузочно-разгрузочных работ. Еще широкую популярность имеет «Беларус» ЭП-491, выполняющий земляные и уборочные работы, планировку участка и другие. На что еще способен трактор МТЗ-82? Его вал отбора мощности может использоваться не только для работы передвижного оборудования, от него вполне можно запитать передвижной сварочный аппарат. При этом компрессор, который в тракторе выполняет свои функции, вполне может быть использован для накачки колес не только самого трактора, но и других, нуждающихся в этом транспортных средств. В заключение отметим, что за все время производства с различных конвейеров сошло более миллиона единиц МТЗ-82 и его модификаций. Точное количество выпущенных машин посчитать нет никакой возможности, но известно, что это один из самых массовых тракторов в мире. Данная модель действительно универсальна, поскольку активно эксплуатируется и получила заслуженное признание не только у нас, но и в странах Азии и Африки, известных своими тяжелыми условиями для работы техники. | |
|
Всього коментарів: 0 | |